ремонт и эксплуатация


Устройство  | Двигатель  |  Трансмиссия  |  Ходовая  |  Рулевое управление  |  Тормоза  |  Электооборудование  |  Кузов  |  Электросхемы
 
 

Переборка головки блока


Если необходим ремонт головки блока цилиндров двигателя, установленного на автомобиле, снимите головку (смотрите "Прокладка головки блока"). В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке или замене седел клапанов. При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.
Вам потребуются: ключи "на 10", "на 12", "на 13", свечной ключ, намагниченная отвертка (или пинцет), приспособления для сжатия клапанных пружин и снятия маслосъемных колпачков.
1. Снимите ресивер (смотрите "Прокладка впускного коллектора ").
2. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости (смотрите "Датчики системы управления двигателем").
3. Выверните все свечи зажигания (смотрите "Замена и обслуживание свечей зажигания") и извлеките гидрокомпенсаторы из головки блока цилиндров (смотрите "Гидрокомпенсаторы").
4. Специальным приспособлением для снятия и установки пружин клапанов сожмите пружину клапана и снимите сухари, крепящие держатель пружины клапана. Снимите приспособление, сжимающее пружину.

рисунок 5.8. Головка блока цилиндров: 1 – гидрокомпенсатор; 2 – сухарь; 3 – тарелка пружины клапана; 4 – пружина клапана; 5 – маслосъемный колпачок; 6 – опорная шайба пружины клапана; 7 – выпускной клапан; 8 – впускной клапан

5. Снимите тарелку 3 пружины клапана (рисунок 5.8), пружину 4 клапана и опорную шайбу 6 пружины клапана, затем извлеките клапан.

6. Аналогично снимите остальные клапаны с головки блока цилиндров.
7. Специальным инструментом снимите маслосъемные колпачки клапанов.
8. Тщательно очистите тарелку клапана металлической щеткой.


рисунок 5.9. Места проверки клапана: А – торец штока; В – точка контакта штока с нижней кромкой направляющей клапана; С – толщина тарелки клапана

9. Проверьте все клапаны на наличие износа, повреждений и деформации в точке контакта штока с нижней кромкой направляющей клапана (рисунок 5.9). Если на торце А штока клапана имеются следы износа, замените клапан.
10. Замените клапан, если толщина С тарелки клапана меньше предельно допустимого значения.

ЗАМЕТКА
Номинальное значение толщины тарелки:
– впускного клапана – 1,0 мм;
– выпускного клапана – 1,0 мм.

11. Проверьте длину и упругость пружин клапанов. Если их значения превышают предельно допустимые, замените пружину.

ЗАМЕТКА
Номинальное значение длины пружины клапана в ненагруженном состоянии – 39,0 мм, предельно допустимое – 38,8 мм.

12. Угольником проверьте отклонение каждой пружины от прямоугольной формы. Если отклонение превышает предельно допустимое значение, замените пружину.

ЗАМЕТКА
Отклонение от прямоугольной формы должно быть не более 1,5°.

13. Удалите смолистые отложения с верхней поверхности головки и из впускных каналов. Эти отложения можно размягчить и смыть керосином или дизельным топливом.14. Очистите от нагара камеры сгорания и выпускные каналы. Удаляйте нагар круглой металлической щеткой, установленной в патрон электродрели.

Рекомендации
Предварительно размочите нагар керосином.
Соблюдайте осторожность: избегайте вдыхать пыль, образующуюся при чистке камер сгорания. Для предотвращения образования пыли периодически смачивайте нагар керосином.

15. Проверьте седло клапана на наличие перегрева и полного контакта с рабочей фаской клапана. При необходимости отремонтируйте или замените седло.

ЗАМЕТКА
Заменять или ремонтировать седла клапанов следует в автосервисе, оснащенном специальным оборудованием.

16. Очистите внутренние поверхности направляющих втулок клапанов тонкой цилиндрической кисточкой из медной проволоки, зажатой в патрон электродрели.
17. Удалите с поверхности прилегания головки к блоку цилиндров пригоревшие остатки уплотнительной прокладки.
18. Определите износ направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана; разность этих значений определяет зазор. Если зазор превышает допустимое значение, замените направляющую втулку клапана на ремонтную (большего размера).

ЗАМЕТКА
Номинальный зазор между штоком и направляющей втулкой:
– впускного клапана – 0,020–0,050 мм;
– выпускного клапана – 0,050–0,085 мм.
ЗАМЕТКА
Заменять направляющие втулки клапанов следует в автосервисе, оснащенном специальным оборудованием.

19. После очистки осмотрите головку блока, чтобы не допустить ее эксплуатации с повреждениями резьбовых отверстий, трещинами (особенно между седлами клапанов и в выпускных каналах), коррозией, включениями инородных материалов, раковинами и свищами.

Запрещается заваривать трещины, раковины и свищи. Дефектную головку замените.

20. Проверьте с помощью металлической линейки, установленной на ребро, и щупа плоскостность поверхности прилегания головки к блоку в продольном и поперечном направлениях, а также по диагоналям. Если зазор между ребром линейки и поверхностью головки превышает 0,1 мм, замените головку.
21. Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и катколлектора.
22. Проверьте наличие деформаций фланцев для впускной трубы и катколлектора, деформированную головку замените.
23. Отремонтируйте поврежденные резьбовые отверстия прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша).
24. Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и др.) можно вывести притиркой клапанов (смотрите "Притирка клапанов").
25. Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифованием. Седла необходимо шлифовать в специализированной мастерской, так как для этого требуются специальные инструменты и оборудование. Если значительные дефекты седел устранить шлифовкой не удается, замените седла.
26. Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан. Проверьте, не слишком ли изношена и повреждена рабочая фаска. Допускается шлифование рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифования толщина цилиндрической части тарелки должна быть не менее 0,97–1,57 мм для впускных и выпускных клапанов. Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу (смотрите "Притирка клапанов").

Для того чтобы на стержнях клапанов не образовались риски, не очищайте их проволочными щетками и металлическими скребками.

27. Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой краски (например, берлинской лазури), вставьте его в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните. По следам краски на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.
28. Проверьте состояние проточек стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.
29. Замените маслосъемные колпачки независимо от их состояния.
30. Проверьте состояние тарелок пружин. Замените тарелки со значительным износом опорных канавок под пружины.
31. Установите все снятые детали и узлы головки блока цилиндров в последовательности, обратной снятию.
32. Всегда заменяйте новыми прокладки головки блока цилиндров, впускной трубы (ресивера) и выпускного коллектора, так как снятые с двигателя даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнения.

        









Двигатель
Неисправности двигателя
Рекомендации
Компрессия
Монтаж декоративного кожуха двигателя
Монтаж брызговиков двигателя
Замена опор силового агрегата
Замена защитного бруса
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
Ремень газораспределительного механизма
Замена роликов ремня газораспределительного механизма
Маховик
Прокладка крышки головки блока
Прокладка впускного коллектора
Прокладка головки блока
Уплотнение масляного картера
Прокладка выпускного коллектора
Сальник распред. вала
Маслосъёмные колпачки
Сальники коленвала
Распределительные валы
Гидрокомпенсаторы
Неисправности гидрокомпенсаторов
Переборка головки блока
Притирка клапанов
Масляный насос
Система охлаждения двигателя
Неисправности системы охлаждения
Монтаж вентиляторов радиатора
Радиатор
Водяной насос
Термостат
Расширительный бачок
Cистема выпуска отработавших газов
Подушки подвески системы выпуска ОГ
Выпускной коллектор
Каталитический нейтрализатор
Дополнительный глушитель
Промежуточная труба
Главный глушитель
Монтаж термоэкранов и термокожухов
Система питания двигателя
Давление топлива в системе
Понижение давления в системе
Воздушный фильтр
Топливный насос
Бензобак
Монтаж дроссельного узла
Регулятор холостого хода
Форсунки и топливная рампа
Регулятор давления топлива
Трос привода дроссельной заслонки
Адсорбер системы улавливания паров топлива
Монтаж электромагнитного клапана продувки адсорбера